<< НАЗАД ко всем статьям Японское агентство аэрокосмических исследований JAXA объединяется с крупнейшей в стране компанией по созданию лунного вездехода. Toyota, вторая по величине автомобильная компания в мире (только Volkswagen производит больше автомобилей) подписала соглашение о разработке с JAXA, которое продлится три года. Цель? Проектировать, создавать, тестировать и оценивать прототипы герметичных пилотируемых луноходов, работающих на топливных элементах.
Художественная иллюстрация лунного ровера.

Художественная иллюстрация лунного ровера. Изображение предоставлено: JAXA / Toyota.

JAXA и Toyota впервые сообщили о своем намерении работать вместе еще в марте 2019 года. В то время они представили ровер с поразительным запасом дальности в 10 000 км (6200 миль). Это очень много, учитывая, что окружность Луны на экваторе составляет чуть более 10 900 км (6773 миль). В марте коллаборация представила автомобиль с такими характеристиками:
  • длина: 6,0 м;
  • ширина: 5,2 м;
  • высота: 3,8 м (19,5 фута; 17 футов; 12,4 фута. размером примерно с два микроавтобуса)
  • жилая площадь: 13 м3 (460 куб. Футов)
  • Возможность размещения двух человек (четыре человека в чрезвычайной ситуации)
Художественная иллюстрация лунного ровера.

Художественная иллюстрация лунного ровера. Изображение предоставлено: JAXA / Toyota.

Ровер будет автомобилем с закрытым кузовом, а не с открытым, как лунные вездеходы Apollo. Астронавты смогут снять свои скафандры внутри ровера и жить в нем в течение фиксированных периодов времени. Они смогут легко входить в автомобиль и выходить из него, надевая скафандры, и могут управляться дистанционно, автономно или самими космонавтами. Еще в марте президент JAXA Хироши Ямакава сказал: «Участие Toyota в международных космических исследованиях значительно укрепляет нашу уверенность в успехе. Пилоты с пилотируемыми герметичными кабинами являются элементом, который будет играть важную роль в полномасштабном исследовании и использовании лунной поверхности ».
Лунная передвижная машина НАСА в своем последнем пристанище на Луне. Выглядит примитивно по сравнению с предлагаемым автомобилем Toyota / JAXA

Лунная передвижная машина НАСА в своем последнем пристанище на Луне. Выглядит примитивно по сравнению с предлагаемым автомобилем Toyota / JAXA. Изображение предоставлено НАСА / Дейвом Скоттом

Теперь JAXA и Toyota оформили свое соглашение и график:
  • 2019 финансовый год: определение технологических элементов, которые необходимо разработать для движения по поверхности Луны; составление технических условий на прототип ровера.
  • 2020 финансовый год: изготовление испытательных деталей для каждого технологического элемента; изготовление прототипа ровера.
  • 2021 финансовый год: испытания и оценка как изготовленных испытательных деталей, так и прототипа ровера.
Прототип будет модифицированной версией стандартного серийного автомобиля, хотя Toyota еще не сказала, какого именно. (Но мы предполагаем, что это, вероятно, не Yaris.) Заглядывая в будущее, предполагаемая дата запуска миссии на Луну с этим ровером — 2029 год:
Художественная иллюстрация предложенного ровера с космонавтом по масштабу. 

Художественная иллюстрация предложенного ровера с космонавтом по масштабу.

«Для меня как инженера, нет большей радости, чем возможность участвовать в таком лунном проекте с мощностями автомобилестроения Toyota, с помощью наших технологий, связанных с электрифицированными транспортными средствами, таких как батареи на топливных элементах, и наших технологий, связанных с автономным и автоматическим вождением », — сказал Шигеки Тераши, исполнительный вице-президент Toyota. «Я полон большого волнения».
Для JAXA и Toyota этот проект нацелен не только на изучения Луны. Речь идет также о разработке технологий, которые способствуют улучшению и чистоте перевозок здесь, на Земле. Топливные элементы поглощают только кислород и выделяют только воду.
Художественная иллюстрация лунного вездехода с топливными элементами.

Художественная иллюстрация лунного вездехода с топливными элементами.

«Toyota считает, что создание общества устойчивой мобильности на Земле будет включать сосуществование и широкое использование электризованных транспортных средств, таких как гибридные электромобили, аккумуляторные электромобили и электромобили на топливных элементах», — сказал Тераши. «Использование топливных элементов в транспорте представляет собой незаменимую технологию». «Лунная гравитация составляет одну шестую от земной. Между тем, у Луны сложная местность с кратерами, скалами и холмами. Более того, он подвержен радиационным и температурным условиям, которые намного суровее, чем на Земле, а также среде со сверхвысоким вакуумом », — сказал вице-президент JAXA Коичи Ваката. «Для широкомасштабного исследования человеком Луны необходим герметичный марсоход, который может проходить более 10 000 км в таких условиях».
JAXA и Toyota имеют солидный послужной список инноваций. В настоящее время миссия JAXA Hayabusa 2 собирает образцы с астероида Рюгу для их возвращения на Землю, что является их второй миссией по возврату образцов. Toyota является пионером на рынке транспортных средств альтернативной энергии со своим легковым автомобилем Prius. Это партнерство имеет большой потенциал, и будет интересно посмотреть на результаты этой коллаборации.